Знаменитые коллекции охотничьих трофеев мира
ПН-ПТ: 09.00-20.00CБ: 10.00-19.00
ВС: 10.00-17.00без перерыва
Московская область, п. Малаховка

Новости мира Охоты и Меха

Знаменитые коллекции охотничьих трофеев мира

Коллекционные собрания трофейных охотничьих животных практически всегда поражают своим размахом представленных экспонатов, оформлением, выдержанным в стиле той эпохи или страны, когда происходило ее формирование и конечно же вкусами владельца, на чью долю обязательно приходится вся слава и похвала, как добытчика и хранителя великолепных охотничьих трофеев. 

История немало знает примеров, когда охотничьи коллекции переходили по наследственной линии и в таком случае им была уготована завидная судьба, но существует также не меньше примеров, когда собрания одного человека в силу различных (других) пристрастий потенциальных наследников ограничивались только именем своего создателя и дальнейшая судьба порой бесценных экспонатов становилась перед затруднительным выбором.

Исторические хроники в данном случае позволяют нам оценить масштабность и уникальность некоторых коллекционных собраний охотничьих трофеев, и я думаю, мы с удовольствием обратимся к этому интересному материалу.

Известный всему миру Немецкий музей охоты и рыболовства в Мюнхене благодаря своим богатым собраниям рогов семейства оленьих может быть таковым и не являлся, если бы основой его коллекционного материала не послужила частная коллекция графа фон Арко-Циннеберга (1811 - 1885 ).

На рубеже XIX столетия уже впервые среди лесоводов Баварии возникали идеи о создании в Мюнхене музея охотничьих трофеев. Однако, спонтанное воодушевление этим замечательным делом вскоре, к сожалению, угасло.

Десятилетие спустя из Берлина пришло указание, которое впрочем осталось также безуспешным, учредить имперский музей охотничьих трофеев. Это желание наверняка было вызвано первой Международной Выставкой охотничьих трофеев, проходившей в Вене в 1910 году, имевшей огромный успех. Мы можем быть уверены в том, что идея создания центрального учреждения так и не была бы до сегодняшнего дня осуществлена, если бы случай не указал дорогу к нему. А именно, в 1933 году в Мюнхене была предложена к продаже всемирно известная коллекция оленьих рогов графа Арко, и не удивительно, что на нее быстро нашелся иностранный покупатель, предполагавший увезти ее в Голландию.

В последний момент, все же властям Баварии удалось выкупить эту уникальную коллекцию охотничьих трофеев, тем самым, положив начало этого музея. Коллекция рогов графа Арко, размещенная в прежнем городском дворце на площади Виттельсбахерплац в Мюнхене, уже была давно известна далеко за пределами Германии. Ее он начал собирать в 23 года в разных феодальных государствах и таким образом на выставке оказалось большое количество крупных рогов оленей и других животных, и, кстати сказать, в том числе и закавказского благородного оленя.

Часть великолепных рогов североамериканского вапити происходят из собственных участков графа. Франц фон Кобелл в своей книге «Вилдангер» подтверждает это: «Граф Арко-Циннеберг делает попытку поселить у нас нечто подобное (имеется в виду вапити). От трех оленей и двух особей самок, которыми он владеет, уже имеется потомство, и подходящее ущелье в горах должно принять гордых зверей и должны размножиться их потомки».

Теперь легко понять, что в коллекции Арко находятся некоторые рога, которые совершенно точно оказываются рогами животных, явившихся результатом скрещивания вапити и благородного оленя. Но после нескольких неудачных экспериментов от этих попыток вскоре отказались.

Согласно концепции музея охоты в нем могла быть размещена лишь избранная часть коллекции - только рогов косули и серны она насчитывала более 2000. Прежде всего, Белый зал церкви Августинцев - основа музея охоты - требовал художественно и стилистически приемлемого размещения рогов. Поэтому было решено отказаться от старых натуралистических голов с медальонами ярко-зеленого цвета и поместить трофеи на стилизованные головы, которые отличались от прочего архитектурного оформления лишь легким оттенком цвета.

Также и рога оленей, которые были размещены на белых стенах без картушей, отлично подходили к уникальному ряду самых крупных трофеев XIX века. Поскольку происхождение и место добычи основной части выставленных экспонатов было известно, то эта коллекция помимо эстетического наслаждения имела также и большое научное значение.

После приобретения мюнхенских экспонатов коллекция трофеев в будущем была пополнена за счет приобретения берхтесгаденской коллекции графа, за что вполне заслуженно коллекционера графа Максимилиана фон Арко-Циннеберга охотно называют духовным отцом этого музея.

По сути сказать, лишь с началом парфорсной охоты, которая во времена Людовика XIV вошла в моду и в Германии, можно говорить о настоящем культе трофеев, который выступает к нам во всем многообразии в охотничьих замках эпохи барокко в форме бесчисленных разнообразных оленьих рогов - в основном закрепленных на вырезанных из дерева точно обработанных копиях головах оленей.

Еще сегодня во многих местах Баварии на домах можно найти вырезанную голову оленя с установленной на ней опорой с рогами и корнем жизни во рту, так как согласно народному поверью олень находит траву жизни.

Поскольку такая охота устраивалась больше для развлечения, чем для добычи пищи, мы можем предположить, что трофеи уже имели значение как память и своеобразные знаки победы. Трудно сказать, насколько давно существует обычай сохранения трофеев, но наверняка он так же, как и многое в охоте, имеет свои корни в доисторических временах.

Хотя предметы материальной культуры каменного века, найденные при раскопках, указывают на то, что охотники этих времен носили кусочки костей, зубы или отделанные части рогов скорее как знаки доблести или амулеты. Тем не менее, основу всех этих вещей составляют переживания, связанные с охотой: захват дикого зверя, который далеко превосходит человека по силе и остроте чувств. Именно эти качества, необъяснимые для первобытного человека, вызывали в нем страх и благоговение, и именно ими он мог завладеть путем захвата и присвоения материалов, имевших ценность, например в качестве амулетов.

В противоположность к травле зверя, типичной для прежних времен, целью которой было разнообразное и успешное убийство дикого зверя, парфорсная охота была посвящена только одному объекту охоты - оленю. По существу парфорсная охота возродила первобытную травлю, обычную для античности и средневековья. Совершенствование состояло в том, что загонялся совершенно определенный олень, предварительно найденный охотниками.

Рога и сам трофей были для отлично подготовленного войска псарей, охотников, верховых и не в последнюю очередь для самого высокопоставленного владельца угодий знаком отличия. И в этом случае, кроме наличия самого трофея, не маловажным следствием этого события являлось и изображение трофея в картинах и гравюрах.

Несравненный анималист и гравер Иоганн Элиас Ридингер (1698 - 1767) по поручению знатных охотников изобразил бесчисленное количество добытых оленей, загнанных на парфорсной охоте. Изображение общего фона и самого зверя часто повторяются, но ветвистые или неразвитые рога - характеристика убитого зверя - изображены с максимальной точностью и тщательностью. И такие свидетельства удачных и роскошных охот напоминают нам сегодня об особом отношении к трофеям и не менее значительном к их влиятельным хозяевам.

Менее известна, но от этого не теряющая своей уникальности коллекция аномальных рогов европейской косули Котта, находящееся в замке Грилленбург под Тарандом. Первый экспонат этой коллекции был сохранен на память Генрихом Котта еще в 1811 году, а затем он и его сын Генрих до 1872 года пополняли эту интересную коллекцию. К моменту смерти Генриха мл. она насчитывала 385 трофеев и в последующем она больше не пополнялась, а лишь только в результате двух мировых войн и других масштабных неурядиц теряла свои редкие экземпляры, сократившись в итоге к настоящему времени до 126 экспонатов.

То обстоятельство, что все экспонаты коллекции были укреплены однообразно на деревянных досках, представляющих собой диагональные срезы, имело положительное значение, так как благодаря ему после многолетних поисков в 2009 году в Бельгии были вновь обнаружены так называемые аномальные рога Котты.

Собрания этой коллекции послужили редким базовым материалом для первичной научной обработки статистических данных относящихся к данному виду, собранных более 150 лет назад по выявлению возможных причин возникновения аномалий европейской косули на территории Германии. Были получены интересные результаты, и судя по ним, основной причиной возникновения аномалий были признаны генетические изменения организма, то есть внутренние факторы, а не факторы внешней среды, как можно было бы предположить на первый взгляд. Как проводилось подобное исследование, какими методами и анализом судить не берусь. В прилагаемом документе, полученным из Грилленбурга этого указано к сожалению не было, хотя было бы очень интересно на это взглянуть и применить в дальнейших исследованиях.

Коллекция рогов европейского оленя замка Морицбург вполне заслуженно является одной из самых значительных в Европе. Только благодаря благосклонности курфюрста Фридриха Августа I (1670-1733) она приобрела свою известность далеко за пределами Саксонии в его бытность и в настоящее время во всем мире. Действительно, коллекция уникальна по своему собранию редких трофеев, которые были добыты в разное время эпохи правления короля, и в то же время он сам был увлеченным охотником.

Знаменитые 66-конечные рога оленя, которые хранятся в зале монстров этого музея, всегда привлекали к себе внимание многочисленных посетителей и особенно любителей охоты, не только своим необычным видом, но и историей, сопровождающей их на протяжении всего существования этого редкого экспоната.

В качестве счастливого стрелка, уложившего зверя, на голове которого красовались эти рога, в историю охоты вошел бранденбургский курфюрст Фридрих III. 18 сентября 1696 года он добыл оленя в 20 км к западу от Франкфурта-на Одере в якобсдорфской пустоши в округе Биген. Согласно надписи на одном из полотен в Морицбурге этот трофей весил 8 центнеров и 11 фунтов. Это событие было задокументировано в многочисленных изображениях самого трофея и оленя на картинах и эстампах, на гильзе, которой был застрелен зверь, на бутылке с порохом, на шелковой росписи и флюгере. Позолоченный сосуд с серебряной чеканкой в виде фигуры оленя находится в крепости Гогенцоллерн в Хехингене. В 1707 году на месте охоты возвели даже 4-метровый памятник.

В 1727 году трофей сменил своего владельца. В этом году прусский офицер-вербовщик в Саксонии устроил бесчинства и сманил некоторых саксонских солдат к дезертирству. После выполнения своей миссии он был взят саксонскими чиновниками в плен в окрестностях Бранденбурга и приговорен к повешению. Король Фридрих Вильгельм Прусский пригрозил в качестве ответной меры такой же судьбой саксонскому посланнику в Берлине. Дипломатическая переписка между обоими королями, в конце концов, привела к урегулированию спора. Чтобы устранить напряженность в отношениях, Август Сильный послал приглашение Фридриху Вильгельму на карнавальные празднества 1728 года. Фридрих Вильгельм также, желая сделать любезность, дал согласие министру графа Флемингу, которого Август отправил в Берлин для подготовки визита в этот город, на украшение нового замка Морицбург помимо четырех других рогов также 66-конечными рогами. Предполагается, что эти рога еще в конце 1727 года начали путешествие из Вустерхаузена в Морицбург.

Наверное, участвуя в многочисленных дворцовых пересудах и интригах, как значительная доля желаемого подарка для устранения споров и напряженных отношений, никакие другие рога не были удостоены большей популярности в истории охоты, как эти.

В 1969 году уникальная коллекция оленьих рогов замка Морицбург была приведена в порядок и подвергнута оценке по международной шкале измерений. Результаты оказались впечатляющими. 8 пар рогов получили по 252 балла и превзошли рекордсмена мира того времени - венгерского оленя, в 1968 году получившего 251,16 балла. 17 пар рогов получили от 210 до 251 балла и были причислены к золотым медалистам. 7 пар рогов набрали от 190 до 210 баллов и стали серебряными медалистами.

Абсолютным чемпионом мира был признан благородный олень морицбургской коллекции, рога которого имеют 24 отростка и вес 19,867 кг. Оценка этих рогов - 298,6 балла! Такие феноменальные трофеи могли развиваться только при исключительно благоприятных обстоятельствах, в условиях специальной охраны и содержания животных для княжеских охот.

Как видите, и с давних пор охотничьим трофеям уделялось, согласно статусу заинтересованного лица, должное внимание. Конечно же и трофеи в этом случае соответствовали уровню охотника, были должным образом обработаны и установлены по всем правилам того времени. В гармонии, объединяющей в себе положение охотника в обществе, его образование и не
в последнем случае его материальное состояние, и могли возникнуть подобного рода охотничьи коллекции, которые на протяжении поколений только приобретают свою ценность, неповторимость и уникальность.

 


Возврат к списку