ПН-ПТ: 09.00-20.00CБ: 10.00-19.00
ВС: 10.00-17.00без перерыва
Московская область, п. Малаховка

Новости мира Охоты и Меха

Какой должна быть музейная витрина биологической группы животных

Какой должна быть музейная витрина биологической группы животных

Красивая форма и правильные пропорции витрины композиции имеют большое значение. Размеры витрины зависят от типа биологической группы и ее демонстрационного материала. Например, если экспонируется гнездовая колония мелких и средних птиц, гнезда которых расположены на кустарнике, среди травы или тростника, то витрину лучше создать в виде куба квадратного сечения с круговым обзором. При демонстрации гнездовой колонии куликов, чаек, крачек и других птиц, располагающих гнезда рядами у уреза воды, музейную витрину лучше создать прямоугольной формы и небольшой высоты. При демонстрации колоний птиц, живущих на деревьях (цапли, колпицы, бакланы и т.д.), витрину следует делать высокой, чтобы показать ярусность расположения гнезд.

Одностороннюю витрину хорошо делать в том случае, если приходится показывать биологическую группу из жизни птиц базаров Севера, где тыльную сторону витрины будут имитировать скалы. Животных-кочевников удобно демонстрировать в удлиненных прямоугольных витринах, где можно показать динамику их движения. Растягивание композиции позволяет зрителю увидеть различные фазы движения животного, которые ему вряд ли удалось бы увидеть в квадратной витрине. Для показа жизни норных животных, не уходящих далеко от своих жилищ (суслики, хомяки и т.д.), или животных, связанных с водной средой обитания (бобр, выдра, ондатра, птицы), может быть использована квадратная витрина, более удобная для показа жизнедеятельности этих животных на небольшой площади.

Чтобы посетитель не сгибался, рассматривая экспозицию, немаловажное значение имеет расположение биологических групп на удобной для ее просмотра высоте.

Витрины с мелкими экспонатами следует максимально приблизить к зрителю: они должны находиться на высоте 100-120 см от пола.

Витрины с животными среднего размера (сурки, мелкие лисицы, шакалы и т.д.) следует располагать так, чтобы зритель смог, отойдя на несколько шагов от стекла витрины, не сгибаясь, хорошо видеть представленную в витрине деятельность этих животных. Для этого рекомендуется приподнять витрину на 20-35 см над уровнем пола.

Витрины с биологическими группами крупных и некоторых средних копытных животных (лось, олень) не следует приподнимать высоко, так как животные в них будут казаться очень громоздкими и просматривать их можно будет лишь на расстоянии 3-4 м, что не всегда возможно в заставленных витринами залах музея. Витрины с некрупными копытными (косули, джейран, сайгак) иногда следует также приподнимать не более чем на 10-12 см от пола.

Отражение или блики света - крупный недостаток четырехсторонних витрин с биологическими группами, и зритель, стоящий перед композицией, видит лучше свое собственное изображение и посторонние предметы, чем содержимое витрины. Когда все четыре стороны витрины заставлены зеркальными стеклами и отражение на переднем стекле передается в виде бликов на заднее и даже боковые стекла, нарушается нормальная видимость экспозиции. Особенно сложно просматривается содержимое витрин, расположенных непосредственно перед сильным источником света (окном) или поставленных рядом с другой ярко высвеченной витриной. Большие четырехсторонние витрины, установленные на полу музея и освещенные сбоку окнами, будут иметь всегда сильно отсвечивающую поверхность, так как содержимое витрины находится ниже источника света, а черный или темный цвет за стеклом превращает его в зеркало для человека, стоящего перед витриной. Чем светлее экспозиция и чем выше она расположена, тем меньше будет отражений и бликов. Если посторонние предметы в музее поместить ниже, чем предметы внутри витрин, то стекло становится настолько незаметным, что часто зрители, не замечая его, ударяются в него головой, стремясь заглянуть в центр витрины.

При наличии в музее большого количества окон их следует завесить плотной тканью или забить фанерными щитами. Еще лучше установить в оконных проемах витражи с цветными диапозитивами из жизни животных, что позволит ликвидировать блики на стеклах витрин, а также использовать для экспозиции достаточно большую дополнительную площадь музейных окон.

Высвечивание лампами дневного света (источники света скрывают за ограничительными козырьками, не позволяя освещать лишнюю площадь музея) каждой отдельной витрины также в некоторой степени уменьшает отражение. При размещении витрин с биологическими группами в один ряд можно добиться, что отражение будет почти уничтожено, однако при этом могут возникнуть блики на боковых стеклах соседних витрин.

Таким образом, только при правильном и достаточно свободном расположении витрин с индивидуальным подсветом и при полной изоляции дневного света в залах музея можно в какой-то мере избежать отсвечивания.

Возврат к списку